вторник, 5 февраля 2013 г.

родителям об одарённых детях

После прочтения книги у меня сложилось впечатление, что Виктория Юркевич, зав. Лаборатории и психологии одаренных детей в Московском городском психолого-педагогическом университете, побоялась дать истинное определение одаренности, ограничиваясь намеками и вопросами в пустоту, а так же туманным выражением «это что-то еще». Одаренность это умственная «сверх» активность, высокие познавательные способности и что-то еще. Возможно, подразумевались выражения, не слишком подходящие формату книги божья искра, дар небес. Что-нибудь такое «не выразимое словами».   

Надо сказать, что хотя идея существования общих способностей долгое время была предметом чуть ли не «кровопролитных» споров между учеными, да и сейчас еще, стала безусловной, тем не менее, учителя, да и многие родители воспринимают ее, что называется, «сходу». Ведь учитель на своем каждодневном опыте каждый раз убеждается, что дети, как правило, бывают либо вообще «умные», «толковые», «сообразительные», «способные» (здесь в смысле именно высокого уровня способностей), либо не очень то умные, не очень-то толковые и сообразительные. И хоть полного соответствия всех способностей почти не существует, все же ученик, блистающий в истории, может быть плох в математике не столько по причине неспособности к ней, сколько в силу полного к ней пренебрежения. Идея общих способностей помогает понять то известное обстоятельство, что яркие способности редко встречаются поодиночке. Не случайны выдающиеся рисунки Пушкина. Не случайно, что, по отзывам современников, он был одним из умнейших людей своего времени, что признавал и вовсе не восторженный царь. Не случаен музыкальный и дипломатический талант Грибоедова или, из другого времени, блестящие способности историка у Ландау. Не случайно, что выдающийся спортсмен Ю. П. Власов стал хорошим писателем. С этой точки зрения и великий Леонардо, и Гете - не исключения, а наиболее яркое выражение существования именно общих способностей.

Автор утверждает, что все попытки «развить» одаренность являются бессмысленными. И никакой ребенок еще не стал гениальнее после посещения кружков или специализированных школ, куда его с гордостью определяют родители. Если ребенок с детства музыкален не факт, что музыкальная школа поможет ему стать великим композитором. Нужен индивидуальный подход: возможно, учеба на дому. А самое главное - чуткое отношение к таланту, ведь одаренные дети еще и ранимые дети.

Одаренные дети это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Но, к моему великому сожалению, почему-то именно в этой проблеме большинство педагогов и детских психологов считают себя специалистами во всяком случае настолько, что берутся создавать школы для одаренных, развивать одаренность, консультировать одаренных, не имея специальной на это подготовки. В чем тут дело? Почему с такой легкостью не берутся за развитие олигофренов дело уж не менее благородное и нужное? Нет, здесь всякий понимает, что нужна особая (и, надо сказать, очень серьезная) подготовка. Почему же не так с одаренными детьми? Один очень неглупый человек на мои возмущения по этому поводу заявил: «А что вы возмущаетесь? Одаренные дети в сущности такие же, как и все другие, только лучше» А вот и нет! В чем-то они действительно лучше, а в чем-то хуже обычных, а в чем-то и не хуже, и не лучше, а другие. Вот, слово названо они другие. Читая эту книжку, пожалуйста, примеряйте все, что здесь скажется, к своему ребенку, относитесь скептически к самому этому словосочетанию «одаренный ребенок», критикуйте, не соглашайтесь все, что угодно, только начните с того, что задумайтесь над тем, что я говорю. Они другие.

Книга «Одаренный ребенок» часто переиздается в разных издательствах, она входит во все списки рекомендованной литературы для психологов, педагогов и родителей. В ней раскрывается, пожалуй, сама подробная история об одаренных детях: что такое одаренность, как ее отличить от обычной познавательной активности, почему в мире так много одаренных детей и так мало одаренных родителей.

Изд-во: Просвещение, Учебная литература. 1996

» » » » Юркевич В.С., Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность Автор: | 05.02.2007 

Юркевич В.С., Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность / Воспитание детей (детская психология)

Комментариев нет:

Отправить комментарий